Музыка, как часть повседневной жизни
|
Мазуряк Эльвира Газизовна Музыкальный руководитель |
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже различает многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!
Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степенивлияет на все последующее развитие.
Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку.Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой – иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.
Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье нашим детям.
Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить музыку, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:
— прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное
чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к звучащему;
— по возможности, прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его
произведениям было осознанным.
Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае
можно считать:
— доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);
— четко выраженное настроение;
— истинную эстетическую ценность композиции.
Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнять детям любимую лирическую песню или романс.