Последнее обновление: 10.06.2017

Музыка, как часть повседневной жизни

Мазуряк Эльвира Газизовна

Музыкальный руководитель

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим  пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

   А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже различает многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

   Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степенивлияет на все последующее развитие.

   Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку.Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой – иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.

   Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

   На улице по различным звукам и шумам также можно очень много узнать о мире. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны, благо они снова вошли в нашу жизнь. Эти звуки несут радость и здоровье нашим детям.

   Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у ребят эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить музыку, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:

  —  прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые   нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное

чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к  звучащему;

   — по возможности, прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное  отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его

произведениям было осознанным.

   Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае

можно считать:

—  доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);

  —  четко выраженное настроение;

  —  истинную эстетическую ценность композиции.

   Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнять детям любимую лирическую песню или романс.