Последнее обновление: 05.04.2014

Музыкальный  фольклор

в нравственно — эстетическом

воспитании  детей

             Слово «фольклор»,английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Природа, быт, обычаи, нравы нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Это и есть фольклор.Маленьким детям еще не недоступно понятие о Родине,но именно в раннем детствезарождается любовь к ней.Вот, что писала об этом Н.К.Крупская: «Впечатлениядетства оставляют след на всю жизнь.Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в областиподсознательной. Человек может забыть оних, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки».

Для ребенка Родина-это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, гдеон живет, двор, где играют, это детский сад с его  воспитателями, друзьями. От того
что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.Уже, с первого дня пребывания в детском саду, ребёнок начинает соприкасаться снародным творчеством, фольклором. Сюда входит знакомство с народными песнями,потешками, попевками, плясками,мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.Дети младшего возраста учат коротенькие байки/колыбельные/потешки, прибаутки,плясовые мелодии, К примеру, разучиваем «Петушок», «Ладушки», плясовые и мн.др.

Малыши правильно реагируют на весёлую музыку: начинают прихлопывать, притопывать, на колыбельную музыку затихают, покачиваются в такт музыки.Содержание народных произведений для старших дошкольников иное: в них  отраженбыт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкльниковмного народных песен разного характера.Песни задушевного характера «Коровушка», «Ой, на дворе дождь», «Прялица»,«Котенька-коток», легкие, подвижные «Как задумал да пошел», «Как на тоненький ледок», «Ты,капуста», «Земелюшка-чернозем», «На горе-то калина»,и др.,шуточные-«Тень-тень», «Я на горку шла», и мн.др.Соприкасаясь с народным творчеством, с музыкальным фольклором, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, артистизм, чувство сопережевания.Именно,русская народная музыка в большинстве случаев обладает такими выразительнымисредствами-ритмический рисунок мелодии, фразировка, динамика.Мелодии ее просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё этопомогаетдетям лучше понимать музыкальную речь, развивают у них чувство формы музыкального произведения.

Музыкальный фольклор систематически используемый в работе с дошкольниками, развивает у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствоватьхарактер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образтого или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждаютчувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.

Музыкальный фольклор несет огромную воспитательную функцию-закладываютсяосновы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

Обучая на образцах музыкального фольклора, мы, несомненно вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка.Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение ихарактер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.В результате многогранной, комплексной работы происходитнравственно-эстетическое становление человека.

Сибрина Галина Васильевна

Музыкальный руководитель