Последнее обновление: 10.04.2014

Народные праздники на Руси  

"Масленица"

 

Муравейникова Анна Васильевна
Воспитатель логопедической группы №2

 

       Уважаемые родители!

 

 Тема недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром – «Народные праздники на Руси. Масленица».

 В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого Поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, сыром.

 Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым- одним  из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:

«Не  житье, а масленица», « Как коту масленица».

Каждый день Масленицы имеет свое название:

понедельник – «встреча»,

вторник – «заигрыш»,

среда – «перелом»,

четверг – «широкий»,

пятница – «тещины вечера»,

суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье – «прощеный день».

Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины.

Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки – славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде

(колодцу, реке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выгляни в окошко, подуй на опару».

Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок».

Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметена, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», — говорилось в народе.

Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы  и парни – покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник – Красная горка —  традиционное время свадеб.

В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять – то удал, теще спасибо сказал».

       С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром  это день назывался  «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.

В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.

В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.

    Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры и молодежь  прыгала через огонь – в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В «прощеное воскресенье» было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими – подготовиться к Великому Посту.