Последнее обновление: 10.04.2014

Детское экспериментирование  как метод обучения

Муравейникова Анна Васильевна
Воспитатель логопедической группы №2

В настоящее время мы педагоги дошкольного образования  являемся свидетелями того, как в нашей работе сформировался еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

           Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, сходства  и различия. Необходимость делать выводы об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и

делать  выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами; но и накопление умственных  умений.

       Экспериментирование  положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

      Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование,  как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

         Детское экспериментирование играет большую роль в развитии детей. Оно способствует развитию:

— любознательности

— любопытства

 — интереса

— склонность детей к познанию

        В результате  экспериментирования проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная  форма  экспериментирования) продуктов детского творчества –

—  новых построек

— рисунков

— сказок – продуктивная форма экспериментирования. Экспериментирование

пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую, которая возникает позже экспериментирования, но затем преобретает статус ведущего вида деятельности.

 Алгоритм  экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи
  2. Уточнить правила ОБЖ в ходе экспериментирования (нельзя пробовать, во время эксперимента руками не трогать лицо, глаза)
  3. Уточнение плана деятельности
  4. Выбор и отбор материалов в зоне экспериментирования.
  5. Анализ, обобщение и фиксирование результатов:

— о чем узнали?

— откуда?

— как?

— почему?

Экспериментирование с водой, льдом, снегом:

«Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров:

— салфетки

— марли

— сетки

Очистить воду и уточнить с детьми, какой фильтр быстрее и лучше всего очистил воду.

Сделать выводы.

Оформить зарисовку опыта.

В группе имеется картотека опытов, которые можно сделать с детьми:

— с водой

— с песком

— со снегом

— с камнями

— с магнитом

— с воздухом

— на кухне.