Последнее обновление: 20.05.2015

Воспитание заботливого отношения к людям у старших дошкольников

Орлица Марина Александровна

Воспитатель

Нравственная чистота, чуткость, искренность, сердечность – нравственные качества, которые необходимо воспитывать у каждого человека.

Искусству жить для людей ребенка нужно учить с детства. Воспитание заботливого отношения к людям – процесс длительный, направленный на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их поведения.

Этот процесс осуществляется в коллективе и через коллектив, в конкретной детской деятельности, в единстве с формированием других нравственных качеств. Поэтому основное внимание следует уделять развитию у детей соответствующего поведения, одновременно формируя необходимые нравственные представления и чувства.

У ребенка очень рано возникают первые проявления чувства симпатии, способность сопереживать. Дошкольники часто с симпатией, сочувствием относятся к тем, кто нуждается в их помощи и защите: маленьким детям, котятам, щенятам.

Очень сильно у детей дошкольного возраста развито чувство симпатии к героям литературных произведений. Но отдельные проявления сочувствия еще не есть проявления чуткости. Чуткость – это сложное нравственное качество, требующее высокого развития нравственных чувств и интеллекта. В основе чуткости лежит способность к глубокому сопереживанию, умение мысленно поставить себя на место другого человека, найти более деликатный и тактичный путь облегчения страдания или оказания конкретной помощи человеку.

В дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к людям как основу будущей чуткости. Там, где с первых лет жизни ребенка учат быть заботливым, он растет сердечным, отзывчивым, не равнодушным к чужому горю.

В результате ряда исследований было установлено, что проявление заботы о людях в старшем дошкольном возрасте неразрывно связано с воспитанием у детей чувства коллективизма.

В дружном, сплоченном коллективе дети приобретают первый моральный опыт помощи, сочувствия людям, коллективной заботы о них. Каждый ребенок, чувствуя сердечное, доброжелательное отношение к себе и детей и взрослых, старается ответить им такой же сердечностью. Внимание и забота детей и взрослых – лучшее средство воспитания коллективизма. Если, начиная с первого в своей жизни коллектива, ребенок ощущает заботу о себе и приобретает первый моральный опыт заботы о людях, он испытывает чувство горячей благодарности, которое проносит через всю свою жизнь.

Проявление заботы и внимания к людям в поведении старших дошкольников неразрывно связано с формированием у них других положительных моральных качеств: доброты, скромности, честности, общительности и т. д. Это подтверждается данными наблюдений и экспериментов.

Важнейшими условиями для воспитания заботливого отношения к людям являются следующие: бережное, сердечное отношение взрослых к ребенку, подлинное уважение его личности, опора на положительные качества воспитанника, умение видеть, неустанно укреплять и развивать в ребенке все лучшее, умение, воспитывая коллектив, видеть в нем каждого ребенка с его неповторимым духовным миром.

В. А. Сухомлинский в книге «Верьте в человека» пишет о том, что детское сердце требует большой чуткости и внимательности. Чуткость – это не только умение понять душевный мир воспитанника, но и умение жить его мыслями и чувствами, наполнить свое сердце его тревогами и волнениями, войти в его положение. Высшая человеческая красота – чуткость, отзывчивость, участливость. Учить детей этому – святая обязанность воспитателей и родителей.