Последнее обновление: 20.05.2014

 Адаптация детей к условиям детского сада

Козлова Лидия Александровна
Воспитатель

 

 

         Адаптация, как приспособление организма к новой обстановке, включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка,  конкретного характера семейных отношений и воспитания, условия пребывания в яслях и детском саду. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличие у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния.  Наблюдения   показали,   что   в   младшем   дошкольном   возрасте   мальчики   хуже  адаптируются, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками отсутствует.

        Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, что подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, т.к. слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью. Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.

         Предупредить все случаи затруднений с адаптацией не удается. Всегда будут эмоционально чувствительные, впечатлительные и легкоранимые дети, а также дети с нервными нарушениями. Всегда будут, к сожалению, и конфликты в некоторых семьях.

          И все же можно сделать так, чтобы большинство детей с желанием ходили в детский сад. В связи с чем первоочередной задачей воспитателя является быть терпеливым, эмоциональным и отзывчивым, гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат, уважать личность детей, развивать у них отзывчивость, умение общаться и дружить. Воспитатель должен рекомендовать родителям, дети которых страдают нервными нарушениями, отдавать ребенка в детский сад не раньше 3-х лет, если это девочка, и 3,5 года, если мальчик. Если ребенок единственный в семье, часто болеет. испытывает страхи, не хочет оставаться один, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Вначале нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению и  вернуться домой. Затем несколько дней пребывание в детском саду должно ограничиваться до дневного сна, в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время постепенно увеличивается. В период привыкания детей к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно, и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые, подвижные игры и в полной мере выражать эмоции, как детям, так и взрослым.