Обновлено: 07.12.2014

Почему дети плачут

Козлова Лидия Александровна
Воспитатель

 

Плач, как радость и смех — одно из наиболее частых выражений эмоций у детей.

В дошкольном возрасте чаще плачут мальчики 3-х лет и девочки 4-х лет, что  подчеркивает особую эмоциональную чувствительность возраста. Плач — особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его во многом зависит взаимопонимание с ним.

            Если ребенок мало говорит, но много плачет — это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания. Когда мало говорят и не плачут, это свидетельствует  как о флегматичном темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности. Так бывает при отставании в психическом развитии и сильных переживаниях (в т.ч. связанных с ранним отрывом от матери),  недостатке положительных эмоций.

            В детском доме или круглосуточных яслях и садах дети плачут меньше, чем воспитываемые дома, что является следствием отсутствия материнской любви и заботы. Плач — один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер его выражения зависит не только от особенности темперамента, но и от воспитания. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, сопровождается повышенной капризностью у детей, одним из проявлений и будет плач, доходящий до истерик.

            С другой стороны, плач — протест  говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок,  об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечь внимание родителей, как своеобразная просьба помочь разрешить ту или иную ситуацию.

            Иногда ребенок плачет только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки. Облегчение, испытываемое после плача в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса.

            Поскольку плач — сильное психическое переживание, то наступающее вслед за плачем особое состояние сознания, может способствовать прояснению мыслей, а в ряде случаев и принятию более или менее удовлетворительного решения. Если к этому добавить обеспечение посредством плача и крика вентиляции легких и прочистку верхних дыхательных путей от накопившейся слизи, то плач нам не будет казаться столь отрицательным явлением.

            Плаксивость  у детей это нечто другое. В психологическом плане это симптом внутренней неудовлетворенности, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами  взаимоотношений с окружающими. Так девочка 4-х лет изводила свою мать хныканьем, капризами и повышенной требовательностью, что расценивалось как необоснованное упрямство. Фактически же дочь своим поведением выражала чувство неудовлетворенности по поводу замены матери властной бабушкой с ее чрезмерной принципиальностью и запретами. Мать же, уставая на работе, часто срывала свое раздражение на дочери, что привело к нервному срыву.

Плачущий ребенок плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказание плачущего ребенка, т.к. потом он легко может забыть, за что же был наказан, да и состояние, в котором он находился при плаче, и так является переживанием подобным наказанию.

Не следует, и спешить обрывать плач, делая из него самого еще одну, далеко не самую важную проблему. Если же совсем не обращать внимания на плач, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых. Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее — предоставить возможность выхода нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно спокойно разобраться.

Предупредить плач можно с помощью формирования и поддерживания жизнерадостной  атмосферы, проводя с ребенком разнообразные и эмоционально насыщенные игры, вырабатывая у него уверенность в своих силах и возможностях.